|
Главная » Статьи медицина » Психофизиологическая коррекция функционального состояния пациентов с зубочелюстной патологией в процессе ортопедического лечения
-----------------------------------------------
Лечение аномалий и деформаций зубочелюстной системы у взрослых, вследствие
значительной его продолжительности и выраженного влияния на психофизиологический статус пациентов, представляют серьезную проблему. Это связано не только
со спецификой зубочелюстной системы в целом и костной ткани в частности, но и с
формированием внутренней картины болезни у пациентов, а также системы отношений, связанных с имеющимися проблемами зубочелюстной системы.
Анализ литературы и повседневной практической деятельности врачей-ортопедов
показывает, что при планировании и проведении ортопедических мероприятий недостаточное внимание уделяется указанным элементам функционального состояния.
Вследствие этого нередко становится непредсказуемым процесс адаптации к ортодонтическим аппаратам и протезам возникают трудности в установление социальных
связей пациентом, и в ряде случаев, способствуют снижению социально-психологической адаптации.
С целью коррекции функционального состояния пациентов с аномалиями и деформациями зубочелюстной системы, нами был разработан комплекс мероприятий
психофизиологической коррекции в виде ''Памятки пациенту''. Памятка выдавалась
пациентам на весь период их лечения. Эффективность воздействия предлагаемого
комплекса была исследована на 122 респондента с аномалиями и деформациями зубочелюстной системы.
В памятку были включены специальные методы психофизиологической коррекции
функционального состояния организма, комплекс миогимнастических упражнений
для профилактики и лечения аномалий и деформаций зубочелюстной системы, специальные упражнения для коррекции звукопроизношения, затруднения с которыми
сталкивалась основная масса респондентов исследуемой группы и даны рекомендации
по уходу и пользованию ортодонтическими аппаратами и конструкциями протезов.
Результаты проведенного исследования показали наличие выраженных положительных изменений характеристик функционального состояния организма пациентов в процессе лечения. Отмечались особенности их динамики у респондентов с
учетом их возраста, половой принадлежности, образования, профессии, места проживания (город или село), материального положение семьи, развития данной патологии
(врожденная или приобретенная), наличия или отсутствия вторичных деформаций.
При всей вариабельности полученных данных у обследованных пациентов, всех
их объединяет ведущая роль эмоциональной сферы, которая чувственным образам
восприятия своего внешнего облика придает социально-психологическую окраску, в
основе которой лежит повышенная ситуационно обусловленная тревожность. Снижение положительно окрашенного эмоционального фона в состоянии пациентов и в
выстраиваемой ими системе отношений, очевидно, влияет на оценку, которую давали
респонденты качеству оказанной ортопедической помощи. В числе других значимых
явлений, связанных с имеющимися аномалиями и деформациями зубочелюстной системы и процессом лечения, обследованные указывали на трудности, возникающие
при произношении звуков, а также необходимость адаптации к конструкциям аппаратов и протезов.
После окончания лечения, пациенты выставляли оценку качества проведенного
лечения по показателям эстетики, комфорта, жевательной функции и речи, а также
отвечали на вопрос о регулярности использования предложенной памятки.
Проведенный корреляционный анализ установления взаимосвязи между оценками,
которые давали пациенты, качеству лечения и регулярности применения ими в повседневной жизни и в ходе процесса лечения ''памятки пациенту'' показал наличие
прямой, достоверной (p<0,05), умеренно выраженной корреляционной связи. Коэффициент корреляции составил R = 0,68.
Таким образом, можно считать наличие существенного положительного воздействия предложенных в ''памятке пациенту'' методик психофизиологической коррекции на характеристики функционального состояния пациентов и на их оценку проведенного лечения, а значит и на эффективность разработанного комплекса лечебных
мероприятий.
Учитывая, что предложенные мероприятия психофизиологического сопровождения являются составной частью ортопедического лечения взрослых с аномалиями и
деформациями зубочелюстной системы, можно утверждать, что разработанный комплексный подход повышает эффективность их лечения.
Благодарим за помощь в написании статьи психологический журнал!
|