|
-----------------------------------------------
В литературе используются такие понятия, как аналитическое и синтетическое, ассоциативное и апперцептивное, индуктивное и дедуктивное, реальное и аутистическое мышление, инсайт и алгоритм. В различных публикациях, посвященных психологическим, психиатрическим, философским проблемам, в частности в руководствах, проводятся «переходящие» из одного в другое и нередко дословно повторяемые краткие дефиниции перечисленных терминов.
Все объединенные понятием «мышление» источники, элементы, звенья, механизмы и результаты познавательного процесса (включая апалитико-синтетические функции) могут нарушаться при расстройстве психической деятельности. Сверхценные идеи, навязчивые состояния, бред представляют собой прежде всего патологию, патологическое отклонение от нормального мышления. Анализ элементов патологии мышления очень важен для раскрытия сущности, понимания патогенеза, психопатологических симптомов и синдромов. При этом весьма значимы анализ и оценка состояния эмоциональной сферы, поскольку аффективные нарушения играют существенную роль в механизме бредообразования. Так, В. А. Дереча (1975) предполагает наличие в центральной нервной системе определенного патологического алгоритма. С этим согласны Д.Н.Узнадзе (1966), Ф. В. Бассин (1982), П. В. Симонов (1985) и др., считающие, что образование такого алгоритма связано прежде всего с нарушением эмоциональных механизмов «как самого древнего и наиболее интегрированного вида психического отражения», участвующего в создании той или иной психологической установки.
|