Главная Почта Карта сайта





Логотерапевтическая методика биологической обратной связи (БОС).
-----------------------------------------------

Логотерапевтическая методика биологической обратной связи (БОС) является новым этапом развития системы коррекционной помощи детям с нарушениями речи, в т.ч. и с заиканиями. Она предназначена не только для регистрации физиологических параметров пациента как в покое, так и при речевых нагрузках, но и для предъявления их пациенту в доступной для восприятия форме. Получая объективную информацию в реальном времени о работе систем организма, участвующих в речеобразовании, пациент обучается контролировать и целенаправленно изменять параметры их функционирования. Целью является управление психо-эмоциональным, поведенческим и речевым состоянием путем выработки и закрепления навыков диафрагмально-релаксационного дыхания и устранения избыточного мышечного и психического напряжения. Нормализация патологического стереотипа функционирования вовлеченных систем организма достигается в ходе 15-25 получасовых занятий и проявляется не только в улучшении качества речи, но и в снижении психо-эмоционального напряжения, невротизации, тревоги. Достоверно снижается количество эпизодов неадекватного поведения, аффективных вспышек, повышается доброжелательность и терпимость по отношению к сверстникам. Никаких осложнений или иных отрицательных последствий не наблюдается.

Положительные моменты использования БОС в практике коррекции речи следующие:
  • Гармоничное сочетание с любыми традиционными методиками;
  • Получение значительно лучших и более устойчивых результатов, чем при использовании традиционных методик;
  • Объективный контроль процесса выработки навыка произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что очень важно при постановке таких звуков, как вибранты, аффрикаты, сибилянты;
  • Достаточно быстрая и объективная синхронизация дыхания, артикуляции и голосоподачи, что позволяет исправить нарушения синергизма речевого акта;
  • Быстрее и успешнее идет работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением, динамикой);
  • Высокая заинтересованность пациента в ходе занятий, обусловленная большим разнообразием форм предъявления сигналов обратной связи, включая и игровые, а также возможностью поощрения правильного и наказания неправильного выполнения задания;
  • Значительное снижение нагрузки на врача за счет автоматического предъявления пациенту инструкций и стимульного материала в зрительной и слуховой модальности, включая формирование поощряющих речевых сообщений при правильном выполнении упражнения.
Занятия могут проводиться с использованием компьютерного реабилитационного психофизиологического комплекса "Реакор", который позволяет проводить тренировки по регуляции параметров дыхания, сердечного ритма, кровообращения, электромиограммы, электронцефалограммы, кожно-гальванической реакции и температуры как отдельно, так и в произвольном их сочетании. В программно-методическое обеспечение комплекса входит расширяемая библиотека процедур, ориентированных на различные патологии, степень их выраженности, возраст, уровень развития и интересы пациента. Встроенный редактор сценариев позволяет пользователю модифицировать содержание и любые параметры процедуры вплоть до самостоятельного создания собственных методик. При появлении новых логопедических методик, основанных на принципах функционального биоуправления, не потребуется приобретать и осваивать новые приборы. Обширная библиотека аудиовизуальных образов, включающая в себя специально подобранные музыкальные и звуковые фрагменты, речевые сообщения, различные изображения, видеоряды и видеоролики, позволяет легко адаптировать сценарий тренировки к особенностям каждого пациента и гарантировать устойчивую мотивацию на качественное выполнение заданий в ходе всего лечебного курса.