Главная Почта Карта сайта





Причина диагностических ошибок в ортодонтической практике
-----------------------------------------------

Планомерное развитие ортодонтии связано с прогрессом технологических процессов и разработкой новых стоматологических материалов. Дальнейшее совершенствование ортодонтической службы, повышение уровня и качества этого вида лечебной помощи может быть обеспечено при достаточной материально-технической базе ортодонтических отделений и зуботехнических лабораторий при повышении качества применяемых лечебных аппаратов.

Многообразие клинических проявлений заболеваний, требующих ортодонтического или комплексного лечения, недостаточная разрешающая способность поликлинических методов обследования, отсутствие в ряде случаев единых установок, определяющих врачебную тактику, затрудняют деятельность врача-ортодонта и обуславливают возможность ошибок и осложнений.

В ортодонтической практике чаще всего ошибки обусловлены:
Недостаточным знанием теоретических основ диагностического процесса в ортодонтии и несоблюдением алгоритма обследования ортодонтического пациента. Разноречивостью данных обследования, отсутствием комплексного обследования, дифференциальной диагностики. Отсутствием единого подхода к классификациям зубо-челюстных аномалий. Организационными недостатками.

Первые попытки классифицировать зубочелюстные аномалии относятся к 19 веку. В 20 веке по мере накопления клинических данных об этиологии и патогенезе зубочелюстных аномалий различными авторами были предложены различные виды классификаций. В настоящее время общепринятой является классификация ВОЗ (МКБ 10, Женева 1968), однако большая часть врачей-ортодонтов в ЛПУ РФ пользуются разработанными ранее классификациями различных авторов.

Целью данной работы являлось по данным анкетирования главных детских стоматологов различных регионов РФ получить выборочные данные о методах диагностики, профилактики и лечения, применяемых классификациях и виде ортодонтической аппаратуры используемой для лечения.

Результаты и обсуждение. Получены заполненные анкеты из 25 регионов России, что составляет 31,6 % от их общего количества. В результате проведенного исследования установлено: для постановки диагноза врачи-ортодонты используют классификации: Л.С. Персина - в ЛПУ 12 регионов (33,4 %); Энгля - в ЛПУ 11 регионов (30,6%); ВОЗ - в ЛПУ 6 регионов (16,6 %), Калвелиса - в ЛПУ 4 регионов (11,1%); Ф.Я. Хорошилкиной - в ЛПУ 2 регионов (5,6%), Ю.М. Малыги- на - в ЛПУ 1 региона (2,7%). Отмечено, что в ЛПУ 7 регионов (28%) одновременно применяются различные классификации. Во всех ЛПУ этих (7) регионов используются: классификация Энгля в 7 случаях, Персина - 3, ВОЗ - 3, Калвелис - 2, Хорошилкина - 2. Эти данные говорят об отсутствии единого подхода к диагностическому процессу в ортодонтической практике. Необходимо так же отметить, что при постдипломном обучении в различных ВУЗАХ так же используются классификации разных авторов. Это и обуславливает применение врачами различных, а иногда и комплексных (т.е. включающие в себя несколько видов) классификаций зубо-челюстных аномалий. В настоящее время общепризнанной является международная классификация ВОЗ, однако на наш взгляд в ней недостаточно отражены морфологическое и клинико-функциональное состояние зубо-челюстной системы.

В ортодонтической диагностике учитывается взаимообусловленность формы и функции. Системный подход используется для целостного представления, а системный анализ для выяснения причинно-следственных взаимосвязей отдельных условно выделенных частей зубочелюстной системы и лица. На основании суммарных данных, полученных в ходе диагностического процесса, формулируется окончательный диагноз.

Постановка диагноза и составление плана лечение являются творческим процессом. План лечения должен отражать намеченные цели, а последовательность осуществления этого плана - пути ее достижения. Правильная диагностика зубо-челюстных аномалий и их своевременное лечение предупреждают стойкие нарушения прикуса, ухудшение эстетики лица и общего состояния организма. При проведении системного анализа причин врачебных ошибок (А.А. Прохончуков 1999 г.) в числе других были выявлены следующие факторы: отсутствие дифференциального диагноза, отсутствие профессиональных стандартов на методы диагностики стоматологических заболеваний, несовершенные способы диагностики и лечение с использованием устаревшего оборудования, материалов, методик. Таким образом, основным профессиональным риском является недостаточно высокое качество диагностики. Одним из способов совершенствования процесса диагностики, на ряду с повышением качества постдипломного образования врачей-стоматологов ортодонтов, улучшение материальнотехнической базы ЛПУ, внедрения в практику новых технологий, по нашему мнению может являться разработка под эгидой ПОО общепринятой для врачей-ортодонтов России классификации на основе разработок ВОЗ, с дополнениями из наиболее применяемых в настоящее время классификаций.