|
-----------------------------------------------
Планомерное развитие ортодонтии связано с прогрессом технологических процессов и разработкой новых стоматологических материалов.
Дальнейшее совершенствование ортодонтической службы, повышение уровня и
качества этого вида лечебной помощи может быть обеспечено при достаточной материально-технической базе ортодонтических отделений и зуботехнических лабораторий при повышении качества применяемых лечебных аппаратов.
Многообразие клинических проявлений заболеваний, требующих ортодонтического или комплексного лечения, недостаточная разрешающая способность поликлинических методов обследования, отсутствие в ряде случаев единых установок, определяющих врачебную тактику, затрудняют деятельность врача-ортодонта и обуславливают
возможность ошибок и осложнений.
В ортодонтической практике чаще всего ошибки обусловлены:
Недостаточным знанием теоретических основ диагностического процесса в ортодонтии и несоблюдением алгоритма обследования ортодонтического пациента.
Разноречивостью данных обследования, отсутствием комплексного обследования,
дифференциальной диагностики.
Отсутствием единого подхода к классификациям зубо-челюстных аномалий.
Организационными недостатками.
Первые попытки классифицировать зубочелюстные аномалии относятся к 19 веку.
В 20 веке по мере накопления клинических данных об этиологии и патогенезе зубочелюстных аномалий различными авторами были предложены различные виды классификаций. В настоящее время общепринятой является классификация ВОЗ (МКБ 10,
Женева 1968), однако большая часть врачей-ортодонтов в ЛПУ РФ пользуются разработанными ранее классификациями различных авторов.
Целью данной работы являлось по данным анкетирования главных детских стоматологов различных регионов РФ получить выборочные данные о методах диагностики, профилактики и лечения, применяемых классификациях и виде ортодонтической
аппаратуры используемой для лечения.
Результаты и обсуждение.
Получены заполненные анкеты из 25 регионов России, что составляет 31,6 % от их
общего количества.
В результате проведенного исследования установлено: для постановки диагноза
врачи-ортодонты используют классификации: Л.С. Персина - в ЛПУ 12 регионов (33,4
%); Энгля - в ЛПУ 11 регионов (30,6%); ВОЗ - в ЛПУ 6 регионов (16,6 %), Калвелиса - в
ЛПУ 4 регионов (11,1%); Ф.Я. Хорошилкиной - в ЛПУ 2 регионов (5,6%), Ю.М. Малыги-
на - в ЛПУ 1 региона (2,7%).
Отмечено, что в ЛПУ 7 регионов (28%) одновременно применяются различные
классификации. Во всех ЛПУ этих (7) регионов используются: классификация Энгля в
7 случаях, Персина - 3, ВОЗ - 3, Калвелис - 2, Хорошилкина - 2. Эти данные говорят об
отсутствии единого подхода к диагностическому процессу в ортодонтической практике. Необходимо так же отметить, что при постдипломном обучении в различных
ВУЗАХ так же используются классификации разных авторов. Это и обуславливает применение врачами различных, а иногда и комплексных (т.е. включающие в себя несколько видов) классификаций зубо-челюстных аномалий. В настоящее время общепризнанной является международная классификация ВОЗ, однако на наш взгляд в ней
недостаточно отражены морфологическое и клинико-функциональное состояние
зубо-челюстной системы.
В ортодонтической диагностике учитывается взаимообусловленность формы и
функции. Системный подход используется для целостного представления, а системный анализ для выяснения причинно-следственных взаимосвязей отдельных условно
выделенных частей зубочелюстной системы и лица. На основании суммарных данных, полученных в ходе диагностического процесса, формулируется окончательный
диагноз.
Постановка диагноза и составление плана лечение являются творческим процессом. План лечения должен отражать намеченные цели, а последовательность осуществления этого плана - пути ее достижения. Правильная диагностика зубо-челюстных
аномалий и их своевременное лечение предупреждают стойкие нарушения прикуса,
ухудшение эстетики лица и общего состояния организма. При проведении системного анализа причин врачебных ошибок (А.А. Прохончуков 1999 г.) в числе других были
выявлены следующие факторы: отсутствие дифференциального диагноза, отсутствие
профессиональных стандартов на методы диагностики стоматологических заболеваний, несовершенные способы диагностики и лечение с использованием устаревшего
оборудования, материалов, методик. Таким образом, основным профессиональным
риском является недостаточно высокое качество диагностики. Одним из способов
совершенствования процесса диагностики, на ряду с повышением качества постдипломного образования врачей-стоматологов ортодонтов, улучшение материальнотехнической базы ЛПУ, внедрения в практику новых технологий, по нашему мнению
может являться разработка под эгидой ПОО общепринятой для врачей-ортодонтов
России классификации на основе разработок ВОЗ, с дополнениями из наиболее применяемых в настоящее время классификаций.
|